Ny Battery
Актуально"...Наверное, то, что все они почти без исключений были еще не людьми в современном смысле слова, а заготовками, болванками, изкоторых только кровавые
века истории выточат когда-нибудь настоящего гордого и свободного человека. Они были пассивны, жадны и невероятно, фантастически эгоистичны.
Психологически почти все они были рабами - рабами веры, рабами себе подобных, рабами страстишек, рабами корыстолюбия. И если волею судеб кто-нибудь из них
рождался или становился господином, он не знал, что делать со своей свободой. Он снова торопился стать рабом - рабом богатства, рабом противоестественных излишеств,
рабом распутныхдрузей, рабом своих рабов. Огромное большинство из них ни в чем не было виновато. Они были слишком пассивны и слишком невежественны. Рабство их
зиждилось на пассивности и невежестве, а пассивность и невежество вновь и вновь порождали рабство. Если бы они все были одинаковы, руки опустились
бы и не на что было бы надеяться. Но все-таки они были людьми, носителями искры разума. И постоянно, то тут, то там вспыхивали и разгорались в их
толще огоньки неимоверно далекого и неизбежного будущего. Вспыхивали, несмотря ни на что. Несмотря на всю их кажущуюся никчемность. Несмотря на
гнет. Несмотря на то, что их затаптывали сапогами. Несмотря на то, что они были не нужны никому на свете и все на свете были против них. Несмотря на
то, что в самом лучшем случае они могли рассчитывать на презрительную недоуменную жалость...
Они не знали, что будущее за них, что будущее без них невозможно. Они не знали, что в этом мире страшных призраков прошлого они являются
единственной реальностью будущего, что они - фермент, витамин в организме общества. Уничтожьте этот витамин, и общество загниет, начнется социальная
цинга, ослабеют мышцы, глаза потеряют зоркость, вывалятся зубы. Никакое государство не может развиваться без науки - его уничтожат соседи. Без
искусств и общей культуры государство теряет способность к самокритике, принимается поощрять ошибочные тенденции, начинает ежесекундно порождать
лицемеров и подонков, развивает в гражданах потребительство и самонадеянность и в конце концов опять-таки становится жертвой более
благоразумных соседей. Можно сколько угодно преследовать книгочеев, запрещать науки, уничтожать искусства, но рано или поздно приходится
спохватываться и со скрежетом зубовым, но открывать дорогу всему, что так ненавистно властолюбивым тупицам и невеждам. И как бы ни презирали знание
эти серые люди, стоящие у власти, они ничего не могут сделать против исторической объективности, они могут только притормозить, но не
остановить. Презирая и боясь знания, они все-таки неизбежно приходят к поощрению его для того, чтобы удержаться. Рано или поздно им приходится
разрешать университеты, научные общества, создавать исследовательские центры, обсерватории, лаборатории, создавать кадры людей мысли и знания,
людей, им уже неподконтрольных, людей с совершенно иной психологией, с совершенно иными потребностями, а эти люди не могут существовать и тем
более функционировать в прежней атмосфере низкого корыстолюбия, кухонных интересов, тупого самодовольства и сугубо плотских потребностей. Им нужна
новая атмосфера - атмосфера всеобщего и всеобъемлющего познания, пронизанная творческим напряжением, им нужны писатели, художники,
композиторы, и серые люди, стоящие у власти, вынуждены идти и на эту уступку. Тот, кто упрямится, будет сметен более хитрыми соперниками в
борьбе за власть, но тот, кто делает эту уступку, неизбежно и парадоксально, против своей воли роет тем самым себе могилу. Ибо смертелен
для невежественных эгоистов и фанатиков рост культуры народа во всем диапазоне - от естественнонаучных исследований до способности восхищаться
большой музыкой...
А затем приходит эпоха гигантских социальных потрясений, сопровождающихся невиданным ранее развитием науки и связанным
с этим широчайшим процессом интеллектуализации общества, эпоха, когда серость дает последние бои, по жестокости возвращающие человечество к
средневековью, в этих боях терпит поражение и уже в обществе, свободном от классового угнетения, исчезает как реальная сила навсегда. (с) АБС. Трудно быть богом.
века истории выточат когда-нибудь настоящего гордого и свободного человека. Они были пассивны, жадны и невероятно, фантастически эгоистичны.
Психологически почти все они были рабами - рабами веры, рабами себе подобных, рабами страстишек, рабами корыстолюбия. И если волею судеб кто-нибудь из них
рождался или становился господином, он не знал, что делать со своей свободой. Он снова торопился стать рабом - рабом богатства, рабом противоестественных излишеств,
рабом распутныхдрузей, рабом своих рабов. Огромное большинство из них ни в чем не было виновато. Они были слишком пассивны и слишком невежественны. Рабство их
зиждилось на пассивности и невежестве, а пассивность и невежество вновь и вновь порождали рабство. Если бы они все были одинаковы, руки опустились
бы и не на что было бы надеяться. Но все-таки они были людьми, носителями искры разума. И постоянно, то тут, то там вспыхивали и разгорались в их
толще огоньки неимоверно далекого и неизбежного будущего. Вспыхивали, несмотря ни на что. Несмотря на всю их кажущуюся никчемность. Несмотря на
гнет. Несмотря на то, что их затаптывали сапогами. Несмотря на то, что они были не нужны никому на свете и все на свете были против них. Несмотря на
то, что в самом лучшем случае они могли рассчитывать на презрительную недоуменную жалость...
Они не знали, что будущее за них, что будущее без них невозможно. Они не знали, что в этом мире страшных призраков прошлого они являются
единственной реальностью будущего, что они - фермент, витамин в организме общества. Уничтожьте этот витамин, и общество загниет, начнется социальная
цинга, ослабеют мышцы, глаза потеряют зоркость, вывалятся зубы. Никакое государство не может развиваться без науки - его уничтожат соседи. Без
искусств и общей культуры государство теряет способность к самокритике, принимается поощрять ошибочные тенденции, начинает ежесекундно порождать
лицемеров и подонков, развивает в гражданах потребительство и самонадеянность и в конце концов опять-таки становится жертвой более
благоразумных соседей. Можно сколько угодно преследовать книгочеев, запрещать науки, уничтожать искусства, но рано или поздно приходится
спохватываться и со скрежетом зубовым, но открывать дорогу всему, что так ненавистно властолюбивым тупицам и невеждам. И как бы ни презирали знание
эти серые люди, стоящие у власти, они ничего не могут сделать против исторической объективности, они могут только притормозить, но не
остановить. Презирая и боясь знания, они все-таки неизбежно приходят к поощрению его для того, чтобы удержаться. Рано или поздно им приходится
разрешать университеты, научные общества, создавать исследовательские центры, обсерватории, лаборатории, создавать кадры людей мысли и знания,
людей, им уже неподконтрольных, людей с совершенно иной психологией, с совершенно иными потребностями, а эти люди не могут существовать и тем
более функционировать в прежней атмосфере низкого корыстолюбия, кухонных интересов, тупого самодовольства и сугубо плотских потребностей. Им нужна
новая атмосфера - атмосфера всеобщего и всеобъемлющего познания, пронизанная творческим напряжением, им нужны писатели, художники,
композиторы, и серые люди, стоящие у власти, вынуждены идти и на эту уступку. Тот, кто упрямится, будет сметен более хитрыми соперниками в
борьбе за власть, но тот, кто делает эту уступку, неизбежно и парадоксально, против своей воли роет тем самым себе могилу. Ибо смертелен
для невежественных эгоистов и фанатиков рост культуры народа во всем диапазоне - от естественнонаучных исследований до способности восхищаться
большой музыкой...
с этим широчайшим процессом интеллектуализации общества, эпоха, когда серость дает последние бои, по жестокости возвращающие человечество к
средневековью, в этих боях терпит поражение и уже в обществе, свободном от классового угнетения, исчезает как реальная сила навсегда.
Мне вот только всегда было интересно - насколько коммунистическое светлое будущее земли в XXI веке было данью советскому режиму, а насколько - их собственными мыслями? Ведь и эта ,процитированная, нить, если сравнить её со всем романом, тоже завершается коммунистическим светлым будущим.
СССР - это была та редкая страна, где ни смотря ни на какие проблемы и беды ни пытались достать тебя после смерти. Да были репрессии, да были лагеря и прочее, но страна все же поставила на развитие и не смотря на то, что говорили про отстутсвие заменимых, были Курчатовы, Капицы, Йоффэ и Ландау, которым не надо было бороться за науку и за материализм.
Да и насколько я знаю, это был единственный строй, который так заботился об образовании своих граждан.
А фразу эту я тыкнул потому, что смешно мне стало. Стругацкие, десиденты, в тех далекий шестилесятых писали о будушем, они и представить себе не могли, что описывая Обитаемый остров с Арканаром, они описывают будушее, а не прошлое с настояшим.
Ну... Ты имеешь в виду, что это будущее - теперешнее настоящее?
В школах запрещают теорию эволюции, студентов приговаривают к смерте за мысли...
Когда-то рабство было спасением, вместо того, чтоб поверженных врагов приносить в жертву богам - их оставляли в живых и использовали на тяжелых работах, что в свою очередь
освобождало граждан от нежелательной работы и охраняло казну. Даже сегодня есть отголоски этого в виде тюрем.
Феодальный строй, читай религия, тоже в свое время был очень прогрессивным, был создан мощный судебный институт, была развита сложная система ценностей.
Кстати, должен заметить, что до сих пор мы живем в мире ценностей навязанных тем временем.
Аристократия занималась внешними проблемами и благоустройством, церковь же пасла баранов, в смысле простолюдинов, промывая им мозги.
Потом начался ренессанс, было решено, что простолюдин не баран и не какое нибудь там животное, а все же человек, имеющий право на жизнь. Более того, с перепугу видать,
решили, что человек звучит гордо и он не создан во имя богу и служению церковникам. Начали пытаться менять общество, но тут естественно выступила религия, которая, по
понятным причинам, крайне против, поскольку куда лучше, когда есть стадо баранов, боящееся за несуществующую жизнь после смерти и готово по этому отдать церкви
реальную, но ограниченную жизнь взамен на иллюзорную, но вечную. Должен заметить речь идет о 16-18 веках. С тех пор много чего прошло. И вот сегодня нас пытаются, и
к сожалению, не без успешно вернуть в те серые времена, дав нам взамен свободы какую-то иллюзию.
Это было бы замечательно, если бы аристократия, духовенство и простонародье не являлись кастами. Перейти, даже со всеми замечательными данными, в аристократы для простолюдина было совершенно нереально.
Сейчас каст почти нет, т.е. при желании и собственных "пригодных" данных человек может стать кем угодно.
Каждая "эра" обусловлена своими особенностями. Всегда найдется своя элита.
Когда общество было "традиционным"(до 19 века) элита была родовой - в свете традиций и "правил" крови. Сейчас же, мы перешли в техногенную эру, и элита, соответственно, не родовая, а та которая обладает информацией и знанием, как говориться "тот, кто владеет информацией - владеет миром."
Вот такие вот дела. Правда, если сегодняшняя тенденция будет продолжаться - мы вскоре вернемся к традиционному обществу.
Должен заметить что уже заметна тенденция традиционности.